Рубрики
ЛКС

О ЛКС

Сегодня нет критики! — говорят нам. А вот и есть. И даже организованные группировки критиков водятся в заповедном лесу.

В начале этого года заявила о себе группа критиков-субъективистов, представителей эпохи метамодернизма, объединившихся в «Лаборатории критического субъективизма».

Рубрики
ЛКС

О бедной «копейке» замолвите слово… Дискуссия о рассказе Евгении Некрасовой «Маковые братья»

Сергей Диваков: в рассказе сознательно нагнетается тема половинчатости: героиня сравнивается с полукабачком, живёт в полугороде, рядом с которым расположен полупосёлок. В каких-то местах это выражено буквально, в каких-то более тонко: говорится, что родители героини работали по очереди. Она тоже даны половинчато, не делают что-то вместе, а всегда по одному: одна кормит, другой смотрит дневник.

Рубрики
ЛКС

Дыхание — это горение. Дискуссия о рассказе Андрея Рубанова «Воздух»

Евгения Тидеман: В рассказе «Воздух» Андрея Рубанова очень много отсылок к дыханию. К процессу дыхания, к эволюции дыхания. Герой говорит, что он рыба — и в тоже время не может дышать полноценно. Я подумала, что перед нами три стихии: воздух, потом море как вода и остров как земля — и я жду огня, четвёртой стихии, какого-то тайного элемента, который должен возникнуть…

Рубрики
ЛКС

Секс, бутылка, трава. О магии в рассказе Дениса Осокина «Ветлуга»

Денис Осокин. Ветлуга // Огородные пугала с ноября по март. М.: АСТ, 2019; Октябрь, 2008 № 8

Анна Жучкова. «Овсянки» — так называлась повесть, которая стала началом моего знакомства с творчеством Дениса Осокина. Она показалась мне интересным экспериментом по просвечиванию современности язычеством. Дорогу жизни Осокин показывал через обряды мерян: «через клетку, через овсянок я смотрел на дорогу», птицы в фольклоре — символ иномирья. Но и обряды, и сами меряне у Осокина — художественная условность. Миф придуманный, не настоящий: «вода — сама жизнь. и утонуть — значит в ней задохнуться: одновременно от радости нежности и тоски. <…> мы не верим в жизнь после смерти. И только утонувшие продолжают жить — в воде и вблизи от берега».

Рубрики
ЛКС

Игра в поддавки

Дискуссия о рассказе Елены Михалковой «Восемь принципов миссис Норидж» и жанре детектива в целом

Елена Сафронова. Сегодня у нас нетипичное заседание Лаборатории критического субъективизма. Мы рассматриваем произведение развлекательного жанра. Как критик я считаю, что нет плохих жанров, есть более состоятельные или менее состоятельные тексты. Я предложила обсудить рассказ «Восемь принципов миссис Норидж» Елены Михалковой, которую читательская и книготорговая статистика ставит в первую десятку авторов развлекательного жанра в нашей стране. Хотя бы ради эксперимента мы не можем пройти мимо русского дамского детектива. Массовая литература привлекает меня по-человечески. Уважения достойно движение души, которое заставляет писателя не увешать читателя «гирляндами» собственных переживаний, а доставить ему несколько минут радости. Люблю цитировать стихотворение Артура Конан Дойла, эпиграф к одному из сборников «Записок о Шерлоке Холмсе»:

 

Я выполнил свою простую задачу,
Если дал хотя бы час радости
Мальчику, который уже наполовину мужчина, 
Или мужчине — еще наполовину мальчику.

 

Конан Дойлу на смену приходят все новые люди. Может быть, ими движет не столько желание дать читателям «час радости», сколько желание быстро прославиться и заработать, а может быть — и что-то большее. Наша задача — установить, до какой степени такие тексты интересны.

Рубрики
ЛКС

А был ли мальчик?

Дискуссия о рассказе Елены Долгопят «Лёша» // Елена Долгопят. Чужая жизнь. М.: АСТ: РЕШ, 2019

Анна Жучкова. Когда начала читать рассказ Елены Долгопят «Лёша», вспомнилась «Очередь» Сорокина. У Долгопят очередь, взятая крупным планом, задает исторический контекст, атмосферу безысходности и покорности. Кажется, что социальная тема здесь основная. Но внезапно, благодаря фантастическому допущению, время останавливается, всё замирает, и мальчик Леша оказывается единственным, кто живет и действует в изменившейся реальности. Игра со временем придает тексту психологическую и философскую глубину. То, что категория времени имеет особое значение, символизирует запоминающаяся деталь – монетка 1972 года. Так в начале рассказа закладывается основа для серьёзного разговора о времени и России. Однако далее большие темы рассматриваются через призму сознания небольшого, «детского» человека.

Рубрики
ЛКС

Пятнадцать мертвецов на один рассказ йо-хо-хо, или Бедный Рома

На Семинаре критики Союза писателей Москвы 2019 года состоялся круглый стол, посвященный анализу рассказа Романа Сенчина «Шанс». Предполагалось, что обсуждение этого небольшого, мастерски сделанного текста задаст формат работы семинара. Но критическая мощь дискуссии оказалась так велика, что было принято решение спасти от забвения боевые легионы обретенных в полемике смыслов и опубликовать материалы круглого стола, которые получились крайне любопытным и с литературно-критической точки зрения, и как живой человеческий документ, отражающий внутреннюю работу семинара критики СПМ.

Екатерина Агеева: мне понравилось авторское чувство юмора, несмотря на драматическую ситуацию.

Елена Сафронова: что вам показалось ироничным? Как смеется Сенчин? Это не пустой вопрос.
Антон Мельников: например, человек сжал автомат-ик. И стал поливать пулями. Еще мне показалось, что автор здесь как бог из машины. Он появляется несколько раз… «ропот и скулеж мгновенно стихли». «Скулеж» — это авторская оценка. «…потом стал слышен голос, обращенный явно к тем, кто был снаружи торгового центра». То есть он вне ситуации и, как бог, смотрит на героев. Персонажи для него как будто марионетки.

Рубрики
ЛКС

ОДНОРАЗОВАЯ ИСТОРИЯ

Дискуссия о рассказе Павла Селукова «Подкова»

Михаил Хлебников. Спасибо за выбор рассказа – удивило, что здесь нет неумелой матерщины, которая у Селукова присутствует часто.
Валерия Пустовая. Павел Селуков для меня – парадоксальное явление, к которому непонятно, как относиться. С одной стороны, он прописывает свою роль в литературе так же осознанно, ясно и однозначно, как свои сюжеты и героев. С другой стороны, каждый раз остается послевкусие загадки – или, может быть, это я сама с собой играю, думая, что здесь есть загадка: ну не может же быть всё настолько ясно и очевидно?

Рубрики
ЛКС

Курение вредно, воровать нельзя: о социальности в современной мужской прозе

Дискуссия о рассказе Фарида Нагима «Виктор»

Виктор работает охранником в торговом центре в большом павильоне шуб. Работа его томит, хотя он и бодрится. Рассказ начинается с того, что герой курит и жалеет себя. В павильоне Виктор неожиданно встречает своего давнего сослуживца по прозвищу Кефир и на радостях рассказывает ему о «мёртвых зонах» камер и способах обмануть сенсорную защиту.

Рубрики
ЛКС

КРИТИКА – ЭТО ИСКУССТВО. Дискуссия ЛКС о критериях критики

ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КРИТИКЕ 

О ГЛАВНОМ КРИТЕРИИ ХОРОШЕЙ КРИТИКИ

ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?