Рубрики
Критика

Токсичная толерантность. О романе Анны Старобинец «Посмотри на него»

Где твердь среди этой хляби? На что опереться, с какого утёса процитировать любимое из Лютера и Мандельштама «Я здесь стою…»?
А. Агеев

 

Литература эволюционирует то медленно и плавно, то через «смещение, сдвиг»1. Последние десятилетия её штормит. Премиальный Пегас мнёт ковыль со степными кобылицами. Великанов литкритики победили карлики книжной. Даже школьная литература вошла в жёсткий flutter борьбы за стандарты. И лишь бы не в пике, поскольку предлагаемые новаторами школы компетенции «самостоятельного восприятия, осмысления, оценки» и понимания того, «что такое литература и литературное творчество вообще»2 утопичны сегодня, когда, как показала история с книгой А. Старобинец «Посмотри на него», даже члены литературного сообщества затрудняются ответом на этот вопрос.

Книга А. Старобинец — история аборта по медицинским показаниям. В России героине поставлен верный диагноз и дано направление на прерывание, но она летит в Германию ради этикетного сочувствия и комфорта, выказывая презрение «неразвитости» русских и пиетет «развитости» европейцев. Как проявление европейской гуманности описано помещение 300-граммового мертвого малыша в украшенную искусственными цветами скорлупу страусиного яйца и настойчивая просьба «посмотреть на него».

На обложке — «штамп качества» от Г. Юзефович: «невероятно болезненное и вместе с тем возвышающее чтение». Возвышающего, однако, здесь нет — духовность и катарсис отсутствуют 3. А вот болезненность есть, особенно если читать будут женщины с подобными травмами, которые завязаны на гормонах и плохо зарубцовываются. Ретравматизация их, действительно, очень болезненна и к тому же антигуманна.

В связи с выходом книги в финал литературной премии «Национальный бестселлер» возник вопрос: к литературной или внелитературной области бытования слова она относится? «100 doc», указанный на обложке, — это нон-фикшн (расширивший в последнее время границы литературы) или бытовая самопрезентация, такая же как реклама, интернет-пост или надпись на заборе?

Книга публицистична и эмоциональна. Но её определённо нельзя назвать литературой нон-фикшн, так как реальные факты здесь опущены и искажены: информация о системе здравоохранения черпается с женских интернет-форумов, объективные показатели замалчиваются, зато выпячиваются незначительные и экспрессивные детали. По мнению В. Пустовой, это не литература doc, а эго-документ проживания горя.

Подобными книгами, по свидетельству переводчика А. Завозовой, полон рынок англоязычной литературы: «это совершенно отдельный и очень востребованный жанр, который всегда нужен, пусть и хотя бы одному читателю, у которого тоже умер ребенок»4.

Значит, это жанр психотерапевтический, нужный «хотя бы одному читателю». Но как, в таком случае, книга оказалась в финале «Национального бестселлера»?

«Используемый в литературе внелитературный материал только тогда может быть введен в орбиту научного исследования, когда будет рассмотрен под углом зрения функциональным»5.

В чем же функциональность этого текста?

Говорят, в публицистической силе: книга разрешила женщинам открыто проживать своё горе. Мол, до неё в России не принято было сочувствовать женщинам, потерявшим нерожденных детей. Все отворачивались от них, называли ребенка «плод» и замалчивали проблему. Теперь все должно измениться. Но публицистический эффект книги — модус вероятностный. Ни доказывать, ни опровергать её волшебное влияние на систему здравоохранения мы не будем. Нас интересует функциональность художественная, а именно: к литературной или внелитературной области относится эго-документ Старобинец?

Ведь интереснее даже не книга, а созданный прецедент: в её обсуждении литературоведы и критики не смогли вырваться из-под власти эмоциональных восприятий, different voices. Вместо анализа эмотивность, вместо критериев сопереживание: «Книга Анны подлинна для меня не потому, что документальная. А потому, что получилась. Она задевает меня за живое»6 (В. Пустовая); «она ставит передо мной определённый этический барьер, связанный с оценкой личного опыта. Опыта травматического — и невольно останавливающего в оценке»7 (Б. Кутенков).

Ситуацию полной потери критериев отражают слова А. Венедиктова на церемонии объявления победителя Нацбеста 2018: «Литература — дело совсем вкусовое. Помните, государь Павел Петрович говорил: „В этой стране дворянин тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю“. В этой стране литература то, что я читаю или вы читаете, до тех пор, пока вы её читаете»8.

«Когда литературе трудно, начинают говорить о читателе», — писал Тынянов9.

Но наука о литературе «не может быть основана на учете субъективных психологических реакций. <…> Изучение этих восприятий, в том числе и экспериментальное, само по себе является интересной и важной задачей, но не следует смешивать ее с изучением произведения»10 (Л. Гинзубрг).

«…возникает вопрос: куда нам плыть? И я скажу: нам плыть по знаниям«11 (В. Шкловский).

Ситуация обращения литературы к внелитературному факту, по мнению Ю. Тынянова, сопутствует всем кризисам литературы. Последние десятилетия мы и переживаем такой сдвиг в сторону быта и документа, усиленный отталкиванием от предыдущего стершегося канона — литературы вымысла. То, что было бытом, входит в сферу литературы: нон-фикшн успешно конкурирует с художественностью, появляется автопсихологической герой, делающий литературным фактом собственную биографию (Сенчин, Снегирёв, Козлова), культивируется документальность.

Само обращение к документу ещё не делает его искусством. «Не надо думать, что искусство одноэтажно»12. Оно многомерно, диалогично, построено на противоречиях. И если документ входит в сферу искусства, он должен эту многомерность приобретать. Литература doc преодолевает утилитарную одномерность, раздвигая границы восприятия сообщением фактов «с другой стороны», как это делает Л. Юзефович в книге «Зимняя дорога». Но не делает А. Старобинец.

В философском аспекте преодоление одномерности приводит к установке на «разность», ставшую новой парадигмой мышления, новым способом ориентации человека в мире. Переход общественного сознания от поиска «подобия» к принятию «разности» обозначили в 70-е годы ХХ века основатели НЛП: «Минимальная единица психики — различие. Откуда берется новая информация? Она возникает из расхождений, из различий. В полной аналогии с возникновением ощущения глубины при сопоставлении двух расходящихся образов. Новый класс информации возникает в результате синтеза двух разных описаний»13.

В парадигму «разности» заложен серьёзный гносеологический потенциал: «Если вы способны распознать различия без автоматического скачка к оценке, то мир сам собою открывается вам в своем богатстве. Мы созданы для распознавания различий и работы с ними. Не для оценки!»14.

А. Старобинец пренебрегает диалогичностью и разностью. Все, что не вписывается в ее карту реальности, объявляется отвратительным и мерзким: русские врачи, не произнёсшие ритуального «сорри», более удачливые женщины: «беременюшки» и «экошки». Аксиологический аспект ее текста жестко сцеплен с эгоцентрической оценкой. Этот эффект распространяется и за границы книги. Выдвигается требование непременного читательского сочувствия и запрет на иные модусы восприятия, что отражается в активной борьбе автора против критиков. Не напоминает ли это проблему распоясавшейся толерантности, от самозащиты перешедшей к требовательной агрессивности? «Ваши овцы <…> стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города…» (Т. Мор)

Гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Франкл и др.) учит принятию разности через теорию множественности выборов. Она говорит: человек всегда выбирает лучшее для себя, реализуя изначальное стремление к социальной самоактуализации и системному взаимодействию с миром. Откуда же берутся злодеи? От искаженного представления об ограниченности выбора. Здесь же начало толерантности, которая искажает уверенность в том, что человек свободен в своем выборе.

Веру в человека, уважение к силе его духа она подменяет воспеванием слабости слабого, исключая его из системного взаимодействия с миром. Есть паралимпийцы, безрукие художники, безногие танцоры, но толерантность учит другому: «ты слабый, убогий, ты родился таким и лишён своего пути. Заставь других признать твою слабость, заставь их жалеть тебя!»

Если у человека понос — толерантно ли гадить в публичном месте? Должны ли окружающие поддержать его в проявлении его природы? Толерантность токсична, когда пропагандирует право «слабого» не учитывать законы системного взаимодействия. Это существование раковой клетки, работающей на себя. Гуманизм верит в человека, толерантность жалеет его. От многомерности она уводит к одномерному восприятию мира, делая человека «токсичным»: «Всякий раз, когда индивидуум погружается в обиду на мир и жалость к себе — он становится toxic. Когда он начинает чувствовать, что ему должны и предъявлять претензию видом, словом или другим пассивно-агрессивным делом — он становится toxic. <…> Когда он или не верит, что может что-то изменить, или не хочет утруждаться. <…> Это очень портит творческую атмосферу и вместо хороших историй получаются кривые зеркала»15.

Такое «кривое зеркало» — книга А. Старобинец.

«Литературная личность»16 А. Старобинец инфантильна, лишена рефлексии и эмпатии. Из трех ипостасей личности: духовной, душевной и физической — она реализует последнюю. Ей не свойственны ни поиск целесообразности бытия, ни теплота к ближним. Муж, дочь, родители, подруги существуют для удовлетворения потребностей автогероини, первейшая из которых — защита от враждебного мира.

«Литературная личность» интересна внутренней историей, сопряженной с историей народа. Автогерой Р. Сенчина, даже с «биографией насморка», — герой литературный, потому что тексты Сенчина построены на извлечении человеческого корня из быта. Старобинец же из всего извлекает голую эмоцию жалости к себе. «Подлинность» её текста состоит в жалости к внутреннему ребенку и «задевает за живое» тех, чей внутренний ребенок грустит в одиночестве — без внутреннего взрослого и внутреннего родителя. Эти «дети», обнявшись, плачут, но каждый о своем. «Литературная личность» Старобинец паразитирует на биографии читателя и ни эстетически, ни ментально (как нон-фикшн) не преображает мир.

Искусство — эстетическое преображение реальности. Нельзя считать главным его фактором воздействие на эмоции, присущее и неискусству: репортаж с места катастрофы тоже «задевает за живое». Но только искусство дает «код расшифровки» явленного автором «образа мира», который всегда «завязан» на личность. «Мир произведения включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную»17, — писал Хализев. Мы читаем книги, чтобы увидеть привычный мир по-другому, расширить свое представление о нем. И если очень юный Лермонтов расширяет наше представление о мире, то взрослая Старобинец предельно сужает его. Она рисует мир эмбрионального сознания, сосредоточенный в утробе: мы знаем, что героиня ест, пьет, как спит, когда хочет писать, как ощущает узи. Даже выздоровление от травмы приходится у неё на «дикую аллергию на что-то из съеденного и выпитого». Мы не видим ни глаз, ни лица героини. Не видим рук, протянутых людям: ласкающих ребенка, готовящих обед, обнимающих мужа. Контакта с миром нет. Искаженный и фрагментарный, мир показан через призму инфантильного сознания: Россия — плохая, и все в ней плохо. Германия — хорошая, и все в ней хорошо. В лишенном перспективы пространстве, как в восприятии младенца, выпуклы отдельные предметы: бахилы, шприц, мусорный бак на улице Усачёва. Люди тоже различимы лишь в непосредственном приближении к героине: муж принес еду — хороший, врач повысил голос — плохой. «Другие» здесь даже не персонажи-маски, а персонажи-функции, призванные обеспечивать героине комфорт. «Особенность незрелых людей — пытаться владеть другими людьми, сделать их своим продолжением»18. Образ мира у Старобинец стянут в воронку собственного «я». «Страдающие инфантильностью гуманисты любят наше „я“ расхваливать — мол, это наша „самость“, „будь тем, кто ты есть“, „люби себя“ и т. д. Ну так вот — это путь в бездну»19.

Но, быть может, воронка собственного «я» — типичный способ изображения мира в стремящейся к статусу документа автопсихологической прозе? Рассмотрим для сравнения автопрозу А. Снегирёва. В литературном произведении, и автопроза не исключение, «наличествует дистанция между персонажем и автором»20. Даже если персонаж — условный «ты сам», дистанция все равно нужна, она дает перспективу, пространство для рождения художественного мира. Снегирев по отношению к создаваемому им миру выступает как демиург, помещающий условного «себя» в Зазеркалье художественного пространства. Из этого вглядывания в оппонента, из пародийного контраста между автором-творцом и автогероем, как в бесконечной анфиладе отражающих друг друга зеркал, возникает художественная многомерность текста. Оба «Снегриева», и автор-творец, и автогерой, воспринимают мир как изменчивую вариативность, а человека как его конструктивную функцию, также бесконечно изменчивую. В игре ракурсов и контрастов мир Снегирева стремится к безграничному расширению.

У Старобинец он стремится к схлопыванию. В её дискурсе одна-единственная точка отсчета и ни грана самоиронии. А ведь именно ирония позволяет человеку быть «хозяином противоречий», говорил Т. Манн. «Надо смеять истину», — продолжал У. Эко. Может, в страдании Старобинец нет места иронии? Но так ведь и Снегирёв пишет не только о птичках и фактами личной биографии мог бы «померяться» с ней. Но его «литературная личность» не паразитирует на жалости, а пародийное остранение закладывает перспективу роста.

Пародия, писал Тынянов, «служит для прикрепления внелитературных фактов к литературному ряду»21. Возможно, есть и иные, пока не отрефлексированные способы ввода эгодокумента в художественный текст. Ясно одно: при вхождении в литературный ряд одноплановый бытовой факт должен получить многомерность внутренней перспективы. Пародия, оперирующая «сразу двумя семантическими системами, на одном знаке»22, даёт этот эффект. Стиль блога, избранный Старобинец, нет.

Отличие литературного текста от нелитературного в функции слова. В бытовом общении слово заключено в жёсткую контекстуальную определённость. Оно стремится быть однозначным, стать равным вещи. Стол в быту — это стол, стоящий на нашей кухне. Художественное слово обладает множественными валентностями. «Письменный верный стол» М. Цветаевой — и друг, и конь, и мул, и дуб, и храм, и маг… Художественное слово стремится ко все большему числу контекстуальных пересечений, мерцает расширяющимися с каждой новой литературной эпохой оттенками смыслов и образов. «Живое слово не обозначает предмета <…> и вокруг вещи блуждает свободно, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела»23. Вавилонская башня, наверное, и была нужна для того, чтобы люди поразились многомерности слова. Но слово Старобинец не обладает многомерностью, не подразумевает пересечения контекстов и вариативности прочтений. Оно буквально, плакатно и плоско.

Помимо способности «затрагивать за живое» у литературного произведения есть внутренняя структура функционально значимых элементов, где доминантными (сегодня) являются образ мира, язык (стиль) и литературная личность. Художественная слабость и функциональная неразвитость этих факторов в книге Старобинец подводит нас к выводу, что «Посмотри на него» факт не литературы, а быта.

1 Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 510

2 Павловец М. Битва канонов. Литераторы комментируют интервью Дмитрия Быкова // Текстура от 21.04.2018 URL: http://textura.club/bitva-kanonov

3 Как видно из обсуждения книги, часто путают катарсис и так сказать катексис, где катарсис — очищение, освобождение через страдание, а катексис — «удержание», высокий эмоциональный накал переживания. Как видно из интервью А. Старобинец, она тоже не различает эти понятия (Анна Старобинец — о книгах, которые переворачивают душу и разум // Еsquire от 19.04.2018 https://esquire.ru/articles/49872-books-we-love-4)

4 Фейсбук Анастасии Завозовой от 13.04.2018 URL: https://www.facebook.com/anastasia.zavozova/posts/10215939069620192

5 Тынянов Ю., Якобсон Р. О литературной эволюции// Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 282

6 Валерия Пустовая // Фейсбук Анны Жучковой от 26.04.2018 URL: https://www.facebook.com/profile.php?id=100007451416451

7 Кутенков Б. Реплики на полях рецензии А. Жучковой о книге А. Старобинец https://www.facebook.com/boris.kutenkov/posts/1816034791780475

8 Финал премии «Национальный бестселлер» 2018. Видеотрансляция // URL: https://www.youtube.com/watch?v=HooCTEhspyM&feature=player_embedded

9 Тынянов Ю. Н. Промежуток // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 170

10 Гинзубрг Л. Тынянов-ученый // Воспоминания о Ю. Тынянове. — М.: Советский писатель, 1983. С. 158

11 Шкловский В. О теории прозы. 1982 // О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 68.

12 Шкловский В. Слова освобождают душу от тесноты // О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 88.

13 Гриндер Дж., Делозье Дж. Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — С. 53.

14 Там же. С. 122.

15 Ким Л. Про being toxic // Фейсбук Л. Ким от 3.05.2017 URL: https://www.facebook.com/lilya.kim/posts/685649404970042

16 Литературная личность — понятие, введенное Ю. Тыняновым в статье «Литературный факт».

17 Хализев В. Е. Мир произведения // Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 194

18 Митина Е. Риск никогда не повзрослеть // https://elenamitina.com.ua/publications/risk-nikogda-ne-povzroslet-kak-ne-poterpet-fiasko-v-zhizni.html

19 Курпатов А. о книге «Красная таблетка»: https://www.facebook.com/av.kurpatov/videos/166639034052884

20 Хализев В. Е. Мир произведения // Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 206

21 Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 274

22 Тынянов Ю. Н. О пародии // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 290

23 Мандельштам О. Э. Собр. соч. в 3 тт. Т. 2. — М.: Прогресс-плеяда, 2010. С. 53

***********

Опубликовано в журнале «Октябрь», 2018 № 11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.